Статья в газете Ведомости (Уфа)

Видеть перспективу

Почти сто лет назад никто не мог и подумать, что скромный сине-фиолетовый цветочек люцерны послужит основой для целой бизнес-империи, а уроженец курортного города Сент-Питерсберг станет первым человеком, создавшим «маркетинг по рекомендациям» и миллионные прибыли.

Этим человеком был химик Карл Ренборг, изобретатель первой в мире пищевой добавки на основе люцерны, которую китайцы называли «основой всех благ», а европейцы кормили ею коров. Именно Ренборг обнаружил, что это растение содержит огромное количество минералов и витаминов, богато белками и другими полезными компонентами. Друзья помогали Ренборгу тестировать бесплатный продукт, тогда Карл понял, что надо не просто раздавать, а продавать коробочки с чудо-порошком. И тогда друзья стали первыми дистрибьюторами Ренборга: «Предложите витамины своим знакомым, после того, как они их купят, я заплачу вам комиссионные».

Родилась абсолютно новая схема продаж, по которой дистрибьюторы предлагают покупателю тоже стать торговым представителем и создать свою собственную сеть продаж. Компания предоставляет дистрибьютору продукцию, выплачивает комиссионные, причем не только за товар, проданный им, но и за тот, который сбыли привлеченные торговые представители. У каждого нового дистрибьютора должен быть поручитель, человек, обучающий и опекающий на старте продаж... В общем, придуманная Ронборгом схема оказались настолько удачной, что компания AmWay позволила ему жить долго и богато, быть знаменитым, счастливым и заниматься на склоне лет любимой астрономией.

Понятно, что стратегия с годами трансформировалась под давлением внешних экономических факторов, но суть ее до сих пор помогает МЛМ-проектам во всем мире активно увеличивать товарооборот. В свое время даже такие компании, как Coca-Cola, Colgate, Gillette, Visa, Lipton, Ford и Xerox продвигали свои продукты с помощью многоуровневого маркетинга.

- В основе концепции сетевого маркетинга лежит благородная и правильная идея - товар попадает от производителя к потребителю, минуя прилавки, навязчивую рекламу и манипуляцию обще- стенным мнением, - объясняет суть работы один из ведущих российских экспертов в сфере МЛМ, основатель консалтинговой компании МЛМ-ПРО Григорий Кабицкий.

- На сегодняшний день эта концепция прямой связи без посредников активно реализуется и в интернет-пространстве. Еще это называют модным словом «уберизация», от названия приложения заказа такси Uber («Убер») - создание сервисов для прямой связи поставщика и потребителя. Это одна из причин устойчивого роста МЛМ- индустрии во всем мире на протяжении последних десятилетий. А интеграция с современными облачными интернет-технологиями дает такому развитию дополнительный импульс.

Обыватели считают, что все это похоже на пирамиду, и порой весьма скептически относятся к МЛМ-бизнесу. На самом деле, обычный коммерческий отдел любого производства символизирует точно такую же формулу, для интереса откройте на сайте любого предприятия раздел «структура». Сначала вы - менеджер по продажам, потом проходит время, накапливаются опыт, знания и стремления, к вам нанимаются на работу новые менеджеры, вы их обучаете, и уже они начинают строить свой бизнес без вашего участия. А компания вам за это исправно платит.

При этом от среднестатистического сотрудника коммерческого отдела вас выгодно отличает отсутствие начальников и фиксированного рабочего места. Ну и прочие бонусы: ваши инвестиции в бизнес равны «0», вы сами контролируете свои временные затраты, составляете удобный график работы, вас никто не уволит, а также не сможет присвоить себе ваш бизнес. Ваша должность - не «менеджер по продажам», а «независимый представитель компании». Во многих отношениях вы - вообще независимы. Есть свобода в принятии ключевых решений и преимущество делать это не выходя из дома, сидя у компьютера. Вы можете работать в любой точке мира, где есть Интернет, и привлекать партнеров из любых городов и даже стран. Обычный ответственный дистрибьютор за пару лет эффективной работы может рассчитывать на стабильный доход в 40-80 тыс. рублей.

Но для того чтобы обрести такие показатели доходности, надо уметь правильно выбрать компанию, с которой вы будете делиться личным бизнес-потенциалом, талантом и амбициями. Хорошо, если эта компания хотя бы с двухлетней историей, а еще лучше - с 20-летней. В этом случае рост товарооборота должен составлять не менее 30-40 %, и это очень важно. Если товарооборот компании меньше 10 % - повод задуматься. Потому как экономика МЛМ-компаний заключается в системе вознаграждений (баллов) за личные продажи и за общий товарооборот. Важно уметь «включить» холодный экономический расчет и провести тщательный анализ отзывов о компании.

Не будет лишним задуматься: «Как часто я что-то рекомендую, советую?». Если вы ответите утвердительно и вспомните, что Галя купила платье по вашему совету, Игорь законсервировал грибы по вашему рецепту, Нина сходила в кино, о котором вы положительно отзывались, значит - бинго, все это вы уже продали: платье, рецепт грибов, билет в кино. Ваша рекомендация = продаже. Только за совет вы денег не получили, а за новый БАД обязательно получите, ведь вы принимали его месяц и теперь чувствуете прилив сил и бодрость духа. Такие таблетки нельзя просто поставить на аптечную полку, об их уникальности надо знать больше. И вы принесете окружающим это знание, которое для вас конвертируется в реальный доход.

Вы не замечали, почему на огромной китайской торговой площадке в Интернете растет количество отзывов буквально обо всем - о сарафанах, носках, силиконовых досках и стопперах для дверей? Потому что даже в отношении ширпотреба и самых заурядных товаров принцип рекомендации прекрасно работает, в том числе и в Китае.

А что у нас? У нас есть свой город Санкт-Петербург, сенная мука из люцерны и множество МЛМ-компаний различной направленности. Многие из них российские и весьма перспективные, главное - видеть и понимать эту перспективу.

Вернуться к списку статей в СМИ об МЛМ-ПРО